Как составить апелляционную жалобу на решение суда, чтобы его не проиграть?

Дата публикации: 27.01.2021
Дата обновления: 05.04.2022
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Апелляционная жалоба - это письменное обращение к вышестоящей судебной инстанции с просьбой пересмотреть не вступившее в силу решение суда, вынесенное по делу в первой инстанции.

Образец апелляционной жалобы не утвержден, это не унифицированная форма. В ГПК РФ есть обязательные требования, которым она должна соответствовать, в противном случае документ будет возвращен без рассмотрения.

У кого есть право на составление

Апелляционную жалобу на решение суда, при несогласии с ним в полном объеме или частично, могут подать:

· стороны: истец, ответчик, их уполномоченные представители;

· лица, участвовавшие в процессе, третьи лица;

· иные лица, даже не принимавшие участия в деле, если суд своим решением повлиял на их права и законные интересы.

При этом важно учесть, что податели жалобы должны пользоваться своим правом добросовестно. Апелляционная жалоба по гражданскому делу подается по установленной в законе процедуре, с обоснованием своей позиции, приложением необходимых документов, оплатой госпошлины.

В ГПК РФ нет образца апелляционной жалобы по гражданскому делу, но есть структура, а содержание документа зависит от конкретных обстоятельств.

Как написать

Апелляционная жалоба в суд должна содержать следующие обязательные части, реквизиты:

· полное наименование судебного органа, в который предоставляется (это не суд вышестоящей инстанции, а суд, решение которого обжалуется);

· данные об авторе жалобы, с указанием фактического места проживания. Рекомендуется также указать телефон;

· указание на номер, присвоенный делу на стадии разбирательства в первой инстанции, и решение, которое обжалуется (суть решения по спору между сторонами);

· требования, с которыми обращается автор жалобы к суду;

· перечень приложений. Обязательно нужны: подлинник чека или квитанции об уплате госпошлины, документ о направлении жалобы другим лицам, участвовавшим в разбирательстве дела (почтовая квитанция или копия жалобы с распиской о получении);

· подпись, дата.

Рекомендации по составлению:

· документ подписывается собственноручно, жалоба без подписи не рассматривается. Представитель гражданина может действовать только по доверенности, удостоверенной нотариально или в управляющей организации;

· при апелляционном рассмотрении нельзя заявлять требования, которые не предъявлялись в суде первой инстанции;

· новые документы, доказательства также не принимаются, если только автор жалобы не обоснует невозможность их более раннего предоставления;

· в обоснование своих доводов необходимо ссылаться на факты, несоответствия, которые не учтены судом;

· свою позицию лучше подкрепить нормами права, судебной практикой.

Размер госпошлины в соответствии с НК РФ составляет для граждан - 150 рублей, для организаций - 3 000 рублей. Госпошлину нужно уплачивать по реквизитам вышестоящего суда. Реквизиты размещены на сайте суда первой инстанции, как и образец квитанции, который можно распечатать.

Примерный образец апелляционной жалобы по гражданскому делу можно найти в суде, однако, нужно учитывать, что в форме могут быть не отражены последние изменения закона и важные моменты для конкретного дела.

В законе достаточно четко урегулировано, как подать апелляционную жалобу и в какой срок, однако, некоторые вопросы могут вызвать затруднения на практике.

Срок и порядок их применения

Прежде всего необходимо соблюсти срок подачи апелляционной жалобы. Пропущенный срок может быть восстановлен, но только по уважительным причинам. Какую причину признать уважительной, решает судья, в законе их перечень не приведен.

В настоящее время список уважительных причин значительно сократился, так как жалобу можно подать из любого места онлайн через системы ГАС "Правосудие" и "Мой арбитр". На практике чаще всего уважительными причинами суд признает серьезную болезнь или нарушение сроков, порядка изготовления и порядка отправки решения судьей первой инстанции. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока надо обязательно подавать вместе с жалобой, не дожидаясь его рассмотрения.

Срок подачи - один месяц с момента принятия решения суда первой инстанции в окончательном виде.

Есть некоторые особенности течения срока:

· начинается со следующего дня;

· так как речь идет о месяце, истекает в тот же день следующего месяца. То есть, если это последний день, а в следующем месяце такого нет, срок сокращается (как, например, в случае с 31 января и 28 февраля);

· не может заканчиваться в нерабочий день, в этом случае он продляется и истекает только в следующий рабочий день;

· истекает в 24 часа последнего дня, то есть, по почте можно отправить до закрытия почтового отделения, а не обязательно в рабочее время.

Подача

Есть три способа предъявить жалобу:

· в канцелярию под входящий (необходимо иметь запасной экземпляр документа для отметки);

· по почте;

· через Интернет.

Вопрос куда подавать апелляционную жалобу в ГПК РФ решен однозначно: она предоставляется в суд, вынесший решение, иных вариантов нет. Если обратиться в вышестоящую инстанцию, жалобу отправят в суд первой инстанции или вернут отправителю.

В какой суд подавать апелляционную жалобу конкретно зависит от того, где рассматривалось дело в первой инстанции. Если мировым судьей, то в районный суд, если районным или городским - в областной. Адреса судов сейчас легкой найти в интернете, у каждого судебного органа есть официальный сайт.

Порядок рассмотрения

Подача грамотно составленной апелляционной жалобы приводит к ее принятию судом и новому рассмотрению дела по существу с вынесением дополнительного решения.

Особенности апелляционного рассмотрения дела:

· жалоба может быть оставлена без движения или возращена, если не соблюдены все требования ГПК РФ по составлению и подаче;

· на жалобу другая сторона вправе подать возражения;

· можно отказаться от апелляционных требований, но только до удаления суда в совещательную комнату;

· на время рассмотрения обращения действие исполнительных документов можно приостановить. Для этого потребуется отдельное ходатайство и определение суда;

· все обстоятельства исследуются повторно точно также, как и в первом суде, но только по уже имеющимся документами доказательствам;

· срок - два месяца;

· по результатам суд выносит апелляционное определение;

· суд вправе отменить первое решение, оставить его в силе, частично или полностью изменить.

Апелляционное обжалование - эффективный механизм защиты своих прав, но пользоваться им нужно в соответствии с законом и строго соблюдать.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Юридическая фирма «Dubravin&Partners»
109316, Россия, Московская область, Москва, ул. Стройковская, д. 10
Телефон: +7 (499) 393-39-58
Почта: info@law-grp.ru
Юридическая фирма «Dubravin&Partners»
109316, Россия, Московская область, Москва, ул. Стройковская, д. 10
Телефон: +7 (499) 393-39-58
Почта: info@law-grp.ru
Цель нашей компании - оказание юридических услуг физическим и юридическим лицам и услуг по тендерному сопровождению на постоянно высоком качестве.