Закупкам в Российской Федерации посвящено два специальных законов, которые регулируют закупки государственных, муниципальных и иных заказчиков, поименованных в законе.
Если закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – «ФЗ-44») четко регламентированы, то при осуществлении закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – «ФЗ-223») между заказчиками и участниками закупок часто возникают споры из-за недостатка регулирования. В связи с этим большую роль в восполнении пробелов регулирования является сложившаяся практика ФАС, судов, а также нормативные письма контролирующих органов.
Разберем несколько актуальных вопросов.
В каком порядке ФАС рассматривает жалобу участника закупки по ФЗ-223?
В соответствии с письмом ФАС России от 30.08.2017 N ИА/59767/17, такие жалобы рассматриваются по правилам ст. 18.1 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - «Закон о защите конкуренции»). При этом Заказчик должен нарушить антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, а жалоба в свою очередь должна содержать ссылки на ч. 1, 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Какие требования заказчика по ФЗ-223, которые часто вызывают споры, не законны?
В соответствии с Решением ФАС России от 04.07.2017 N 223ФЗ-617/17, заказчик не может в состав документации включать требование о предоставлении участником данных о цепочке собственников, в том числе данных о бенефициарах.
Может ли заказчик по ФЗ-223 проводить выездные проверки участников?
ФАС России в своей решении от 24.04.2017 N 223ФЗ-353/17 указал на возможность участников закупки не допускать представителя заказчика для проведения выездной проверки для проверки достоверности сведений, представленных участников в заявке. Положения о выездной проверке в документации не законно.
Если участник обнаружил такие требования в документации/положении о закупке рекомендуем обратиться в ФАС с требованием вынести предписание об изменении документации или положения о закупке.
Однако не все ограничения, вводимые заказчиков по ФЗ-223, не законны.
Например, требования заказчика по 223-ФЗ о поставке товара конкретных производителей, законом не запрещены.
Однако суды не редко высказывают мнения об ограничении применения этого требования, например, уникальностью предмета закупки.
Хотите участвовать в закупках по ФЗ-223, но не уверены, что знаете все тонкости, разрешите все спорные вопросы с помощью профессионалов Dubravin&Partners. Наши специалисты расскажут Вамо подводных камнях данного закона, помогут грамотно составить заявку, обжалуют незаконные действия/бездействия заказчика.